Внастоящее время работа отечественных систем теплоснабжения сопряжена с рядом проблем, обусловленных ослаблением государственного влияния на энергетику, повышением стоимости топливно-энергетических ресурсов, изношенностью тепловых сетей и оборудования, отсутствием инвестиций на техническое перевооружение и несоответствием традиционно применяемых технологий теплоснабжения современным научно-техническим и экономическим требованиям. Нерешенность этих проблем и низкий уровень эксплуатации снижают качество и энергетическую эффективность теплоснабжения, представляя угрозу для социального и экономического развития страны.
Средний износ тепловых сетей оценивается в 60-70%. Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей и оставить их средний возраст на существующем в настоящее время уровне, необходимо ежегодно перекладывать Около 4% трубопроводов. Однако из-за отсутствия комплексного подхода к решению проблемы износа основных производственных фондов, динамика выхода из строя тепловых сетей в настоящее время уже существенно опережает темпы работ по их реновации.
Более 25% всех повреждений тепловых сетей обусловлено внутренней язвенной коррозией. Отложения в трубопроводах представляют «адскую» смесь минеральных солей, продуктов коррозии и целых колоний различных бактерий. В системах горячего водоснабжения до 80% повреждений от внутренней коррозии связаны с воздействием на металл микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности.
Одна из причин изношенности труб заключается в том, что отечественные системы теплоснабжения эксплуатируются на основе устаревших и малоэффективных технологий, разработанных еще в 50-е годы.
В таблице 1 приведены характеристики различных открытых систем теплоснабжения, реновацию которых проводили специалисты Центра и которых объединяло одно; чрезвычайно низкое качество сетевой воды, вплоть до запрещения ее использования на нужды горячего водоснабжения.
Проведенными исследованиями было установлено, что одной из основных причин, вызвавших снижение качества воды по химическим и орга-нолептическим свойствам, является заражение систем микроорганизмами, стимулирующими коррозию и активно участвующими в формировании отложений.
В соответствии с действующими в рактике водоснабжения нормативными документами, качество воды традиционно устанавливается по наличию в ней только тех микроорганизмов, которые представляют санитарно-эпидемиологическую опасность для населения. При этом в составе воды не учитывается и не анализируется присутствующая в ней сапрофитная микрофлора (железобактерии, тионовые, нитрифицирующие и сульфэтредуцирующие бактерии). Микроорганизмы, расселяясь в металлических трубопроводах и резервуарах, образуют специализированное сообщество, приспособленное к местным условиям и способное активизировать коррозионные процессы. В дальнейшем микробиологическое обрастание будем называть биопленкой.
Биообрастание - это особая форма биологического сообщества, в котором мы встречаемся с удивительным физиологическим разнообразием как по механизмам получения энергии, так и по диапазону используемых субстратов. Выделяя в воду продукты своей жизнедеятельности, микроорганизмы не только отрицательно влияют на ее качество, но и за счет симбиоза способствуют интенсивному обрастанию внутренней поверхности трубопроводов.
Основными причинами, способствующими снижению качества воды как по химическим, так и по органо-лептическим свойствам, является повышенное содержание в ней соединений железа и присутствие железобактерий.
Пионерами биологического обрастания трубопроводов как правило выступают железобактерии, среди которых преобладают формы с мощной слизистой капсулой, скрепляющей клетки друг с другом и защищающей их от химического воздействия. Железобактерии - это физиологическое, экологическое понятие.
Оно объединяет различные микроорганизмы, принадлежащие к различным систематическим единицам из разных таксономических групп, которые в процессе своей жизнедеятельности окисляют двухвалентное железо и отлагают на своих поверхностях окислы трехвалентного железа, образуя оформленные осадки.
Используя разнообразные механизмы окисления закисного железа1 железобактерии выделяют гидроокись железа, которая откладывается на поверхности клеток. При этом образуется типичный биополимерный слизистый чехол, который препятствует сообщению клеток с внешней средой. Когда чехол становится достаточно плотным, клетки покидают его. Покинув старый чехол, они приступают к выработке нового. Даже при незначительном количестве (менее 0,3 мг/л) железа в воде (прежде всего, двухвалентного) клетки микроорганизмов активно аккумулируют его, так как испытывают в нем физиологическую потребность. Таким образом, на поверхности трубопровода появляются участки, покрытые обильными охристыми отложениями, образованными биогенным путем.
В результате прогрессирующей колонизации поверхности на ней формируются сообщества со сложной гетерогенной многоярусной структурой, с большим числом потенциальных экологических ниш. Например, анаэробные условия под массой клеток железобактерий часто обусловливают развитие термофильных сульфатредуциругощих бактерий, выдерживающих температуру до 90С и выше. Их главной жизнеобеспечивающей функцией служит стимулирование реакций восстановления сульфатной серы до сероводородной. Б результате скорость коррозии возрастает в десятки раз.
Микробиологическая коррозия может осуществляться как за счет коррозионной реакции, являющейся отдельной частью метаболического
цикла бактерий, так и за счет непосредственного воздействия на металлы продуктов метаболизма микроорганизмов (органических и неорганических кислот).
Механизм биологической коррозии металлов исследован мало и окончательно не установлен. Сложность борьбы с биокоррозией металлов заключается в том, что очень трудно различить электрохимическую коррозию и микробиологическую коррозию.
В общем случае коррозия стали в воде систем теплоснабжения имеет язвенный характер. Такой тип повреждения металла выглядит как углубление под наростом продуктов коррозии. Отложения продуктов коррозии представляют собой матрикс, пронизанный порами и каналами.
Развитие язвы обусловлено электрохимической реакцией, при которой на поверхности металла протекают два сопряженных процесса - анодный и катодный. Система анод - нарост - катод работает как мембранный электролизер, одна из возможных схем которого изображена на рис. 3.
Под действием возникшей разности потенциалов внутрь язвы переносятся отрицательные ионы. Пористый нарост из продуктов коррозии выполняет роль мембраны, ограничивающей свободную миграцию анионов, и способствующей концентрированию сульфатов и хлоридов в полости язвы. По данным ряда работ [1, 2] значение рН внутри язвы может составлять 1,0 4,0, несмотря на щелочную реакцию сетевой воды, а концентрация хлоридов достигать 100 г/кг и более. Развитие язв в этих условиях носит необратимый характер и они рано или поздно переходят в свищи.
Для предотвращения локальной коррозии металла при суммарном содержании в исходной воде хлоридов и сульфатов до 15 мг/л значение рН рекомендуется поддерживать не ниже 10,5, а при большем их содержании - не ниже 11,0. Напомним, что для открытых систем теплоснабжения, систем ГВС и закрытых систем, в которых водогрейные котлы работают параллельно с бойлерами, имеющими латунные трубки, верхнее значение величины рН устанавливается не более 9,5.
Для подавления жизнедеятельности бактерий также рекомендуется повышение значения рН сетевой воды. Однако, как следует из таблицы 1, регулирование уровня рН не может служить универсальным средством для борьбы с микроорганизмами.
Исследованиями с микроорганизмами, живущими в биопленке, установлено, что сульфатредуцируюицие бактерии способны снижать рН воды, для подавления популяции серных бактерий необходимо поддерживать рН воды в пределах 9,7-9,9.
Сегодня существует множество методов обработки воды, но, к сожалению, ни один из них не гарантирует полное освобождение воды от мик-роорганизмов.
Применяемые методы бактерицидной обработки воды хлором или гипохлоритом являются наиболее простыми технологическими решениями, но не сопровождаются эффектом последействия. Т.е. на кинетических кривых отмирания бактерий существуют так называемые «хвостовые эффекты», из-за реактивации части поврежденных микроорганизмов.
Размер и сложность колонии, ее сопротивление дезинфекционной обработке, растут в пределах биопленки, которая является своеобразным барьером для доступа обычно используемых реагентов. Биополимеры ограничивают диффузию хлора через поверхность биопленки вглубь, обеспечивая устойчивость микробной пленки к этому способу дезинфекции [3], Поэтому бактерии в биопленке в 20-1000 раз более устойчивы к антимикробным препаратам, чем микроорганизмы в культурной среде [4]. Гипохлорит-ионы также снижают свою активность за счет инактивации биополимерами в поверхностных слоях бактериальной пленки.
Для эффективного подавления роста микроорганизмов необходимо проникновение бактерицидов в объем отложений с целью уничтожения анаэробных бактерий.
Таким образом, продлить срок Службы трубопровода можно только приостановив развитие язвы, для чего необходимо либо удалить нарост, накрывающий полость язвы, те, разрушить отложения, либо сделать мембрану непроницаемой, по типу диэлектрической прокладки в конденсаторе. Удаление продуктов коррозии приводит не только к пассивации язв, но и ликвидации экологических ниш для развития бактерий.
Анализ многочисленных муниципальных программ энерго- и ресурсосбережения в ЖКХ показал, что в них основное внимание уделяется замене оборудования и трубопроводов и слишком мало повышению технического и технологического уровня Эксплуатации. Зачастую не рассматриваются новые направления и современные технологии, альтернативные капитальному ремонту и значительно продлевающие срок службы систем теплоснабжения.
Ветхие трубопроводы безусловно подлежат поэтапной замене, однако при этом необходимо отчетливо представлять, что в загрязненной системе продукты коррозии и бактерии будут постоянно переноситься потоком воды и на «чистые» трубопроводы, формируя на них отложения со всеми вытекающими последствиями. Повсеместно отмечаются случаи сквозного поражения стенок новых предварительно изолированных труб уже через 3-4 года их эксплуатации вместо нормативных 25-30 лет.
В условиях экономического кризиса необходимо внедрение технически и экономически доступных технологий реанимации трубопроводов систем теплоснабжения, позволяющих одновременно решить задачу энерго- и ресурсосбережения при максимально возможном упрощении и удешевлении избираемых средств.
Специалистами Инженерно-технологического центра «ОРГХИМ» на основе цинкового комплекса ОЭДФ и модифицированных природных по лимеров был создан ингибитор наки пеобразования и коррозии - компо зиция ККФ, Целью создания этого реагента являлось устранение ряда недостатков, органично присущих индивидуальным фосфонатам (ОЭДФ, НТФ, ИОМС и др.). В результате был получен реагент с уникальным набором потребительских свойств.
Одним из них является способность композиции ККФ постепенно разрушать имеющиеся в системах отложения. Разрушение отложений в данном случае нельзя отождествлять с растворением, ибо оно протекает не самопроизвольно, а с затратой внешней энергии (рис.4).
Молекулы композиции сорбируются в макро- и мезопорах отложений. Затем, увеличивая свою энергию с повышением температуры и давления, молекулы проникают в микропоры отложений. При этом возникают расклинивающие деформирующие силы, приводящие к снижению механической прочности отложений, они переходят в тонкосуспен-зированное и коллоидное состояние.
По мере проникновения молекул композиции в поры снижается проницаемость отложений, что приводит к разрыву электрической цепи анод-катод и прекращению коррозионного процесса, а бактерии оказываются запечатанными в полости язвы и погибают от отравления продуктами собственной жизнедеятельности.
Завершается процесс разрушения отложений формированием на поверхности металла защитной цинк-железо-фосфонатной пленки сложного химического состава полимолекулярной толщины, обеспечивающей эффективную защиту от коррозии. Обработка индикаторов коррозии, установленных в подающих и обратных сетевых трубопроводах различных систем теплоснабжения и ГВС, показала, что характеристика коррозионного процесса соответствует или близка к уровню - «практически отсутствует» [5, 6, 7]. Наличие в составе защитной пленки бактерицидных ионов цинка придает пленке бак-териостатическое свойство, бактерии на ее поверхности не могут ни селиться, ни размножаться.
На рис. 4б отчетливо видно (выделено светлым квадратом), как в процессе отмывки вскрываются и пассивируются язвенные поражения металла.
Способность композиции разрушать отложения лежит в основе технологий отмывки систем теплоснабжения «на ходу» и ускоренной (гид-ропневмохимической) промывки.
Гидропневмохимическая промывка систем теплоснабжения может выполняться на отдельно стоящем здании, группе зданий в микрорайоне (г. Волжск Звенигово), а масштабах города (г. Суворов).
Применение этих технологий совместно с технологией нанесения на внутреннюю поверхность трубопроводов антикоррозионного бактери-остатического покрытия является комплексным решением реновации систем теплоснабжения, при этом восстанавливается гидравлический режим системы и существенно продлевается срок ее эксплуатации, значительно возрастает эффективность систем теплопотребления.
Проекты восстановления пропускной способности трубопроводов являю 1Си быстро окупаемыми, а затраты по ним составляют 10-15% от суммы их капитального ремонта, что позволяет эффективно распределить выделяемые средства на реконструкцию и обновление инженерных систем.
Способность композиции формировать на поверхности различных металлов защитную пленку и эффективно разрушать все виды имеющихся в системе отложений использована при разработке технологии консервации оборудования и сетей, совмещенной а отмывкой от отложений и бактерицидной обработкой.
На рис. 5 показано состояние внутренней поверхности парового котла ДЕ 25-14 пуско-резервной котельной Татарской АЗС до и после консервации. До консервации в барабанах котлов имелись преимущественно бугристые отложения продуктов коррозии, а в трубах конвективного пучка смешанные отложения. По окончании консервации внутренние поверхности котла были полностью очищены от отложений, в т,ч, от продуктов коррозии, покрывающих полость язвенных углублений, а поверхность металла покрыта равномерной защитной пленкой.
Таким образом, можно уверенно сказать, что композиция является эффективным ингибитором стояночной коррозии.
Наряду с высокой эффективностью защиты от коррозии этот способ консервации имеет ряд сопутствующих положительных свойств;
- в процессе консервации происходит удаление с защищаемых поверхностей всех видов отложений и, что весьма важно, пассивации язв за счет удаления продуктов коррозии, покрывающих полость язвенных углублений, а по мерс формирования защитной пленки - к прекращению дальнейшего их развития;
- удаление бугристых отложений с внутренней поверхности трубопроводов приводит к снижению гидравлического сопротивления и, как следствие, к экономии затрат электроэнергии на транспорттеплоносителя;
- отсутствует необходимость проведения перед консервацией химической очистки подлежащих защите поверхностей.
Интенсивная коррозия оборудования и трубопроводов, высокая аварийность в системах ТС и ГВС и в то же время полное отсутствие данных о реальной коррозионной агрессивности горячей воды в системах, а зачастую и о ее качестве, требуют проведения «коррозионной» паспортизации систем ТС и ГВС, что позволит оценить реальную коррозию в системах и ожидаемые сроки службы оборудования и трубопроводов, а при высокой агрессивности воды разработать и внедрить наиболее технически эффективные и экономически оправданные для каждой конкретной системы мероприятия по защите от коррозии.
В целях стимулирования производителя тепловой энергии во внедрении мероприятий по защите от коррозии предлагается рассмотреть возможность тарифной дифференциации оплаты тепловой энергии и горячей воды в зависимости от ее качества и коррозионной агрессивности. При нормативном качестве воды и ее «низкой» или «допустимой» агрессивности - максимальный тариф, при несоблюдении требований по качеству воды и при ее «высокой» или «аварийной» агрессивности - пониженный тариф.
Сергей Потапов,
почетный работник ЖКХ России,
почетный теплоэнергетик,
кандидат технических наук,
директор ООО "ИТЦ ОРГХИМ»,
г. Казань
Литература
1. Структура и коррозия металлов и сплавов // Под ред. Ё.А. Ульянина. - М.: Металлургия, 1989. - 400 с.
2. И.Л. Розенфельд Теория локальных коррозионных процессов. - V Всесоюзное совещание по электрохимии, М.; Химия, 1974,т.2, с-243.
3. Ronner А.В., Wong А. С. L. Biofilm development and Salmonella Typhimurium on stainless steel and Buna-n rubber// Jurnal oj Food Protection. 1993. 56, р.750-758
4. Brown M.R.W., Gilbert P. Sensitivity jf biofilms to antimicrobial agents// J.Appl.Microbiol. 1993. S47, р. 87-97
5. С. А. Потапов, Г. М. Егоров, С, М. Лесной, А. М. Меламед //Новости теплоснабжения. 2003. № 10 (33), С 50-53.
6. С. А, Пота нов, А. Ю, Ежов, И. А. Мартынова //Коррозия : материалы, защита. 2006, №12,с.28-31.
7. С.А. Потапов, А.Ю- Ежов, В.А. Наумов, А.М, Меламед. //Новости теплоснабжения.2007.№5 (81), с. 36-40,